Не успел английский клубный уик-енд начаться, а чопорные англичане променять свои фраки на затертую футболку, в которой ещё дед их деда на стадионе местные баталии встречал, как совершилось то, о чем писали примерно последние пол года. Тянули и договаривались месяца три, а когда, казалось бы, всё было на мази сделку чуть не сорвало американское чванство и жажда к собственности.
Джон Генри - спаситель или аферист?
Том Хикс и Джордж Жилетт проиграли борьбу за Энфилд в суде, хотя по факту проиграли её задолго до этого, по банковским счетам. Непреодолимое желание провернуть аферу века (о её деталях можно прочитать здесь) вогнало хозяев в непомерные долги, сделало банкротом и отправило обратно в штаты подобно тому, как пробка вылетает из бутылки шампанского.
Компания New England Sports Ventures (стоит подчеркнуть, что они тоже американцы) через всевозможные суды и прочие инстанции завершила-таки приобретения клуба, вырвав его из рук сладкой парочки, которые за время правления в «Ливерпуле» ругались чаще, чем мирились и даже сейчас господин Хикс склонен винить в столь плачевном исходе скорее Бенитеса, чем себя и своего компаньона.
Заявления новых владельцев как глоток свежего воздуха внушают, конечно, оптимизм. Это сродни отмене крепостного права во времена царской России, отказ от закабаления шестизначными кредитами и дежурной фразы на все случаи жизни - «денег нет». Ещё вчера ситуация в клубе была чуть более, чем полностью катастрофической: зона вылета; разные полюса европейской футбольной планеты с основными историческими конкурентами; тренер, говорящий больше чем делающий и владельцы - порождения сатаны.
Всё это, а также дремучая ностальгия по былым глори-временам, вогнала болельщиков клуба в самую настоящую меланхолию и слова основного владельца компании NESV Джон Генри о том, что они «сделают основной упор на возвращение клуба к величию и будут стремиться к долгосрочной перспективе» не может не радовать слух изголодавшихся по трофеям саппортеров.
Но симптоматичность ситуации заключается как раз в том, что эти слова они шаблонны как по своей структуре, так и по своей сути. Очень сложно найти владельца-собственника, который прейдя в футбольный клуб, скажет что-то в духе – вы моя корова и я буду вас доить.
И Хикс с Жилеттом начинали точно также. Громкие заявления, перспектива возвращения на олимп, миллионные деньги на трансферы… На деле оказавшись банальными аферистами, которые преследуют прежде всего свои цели и интересы (а что тут, собственно, удивительного?).
Для людей, которые называют футбол «соккером», а местную лапту называют «футболом» подобное отношение к каким-то там британским ценностям априори не может соответствовать отношению тех, кто по-настоящему и всем сердцем любит эту игру (но и тут, опять же, бывают и исключения чисто управленческого толка). Тем более, что по соседству расположена нефте-долларовая вышка, которой абсолютно все равно как называются эти заморские догонялки с мячом.
Нет никаких гарантий в том, что через пару-тройку, а может быть и пяток, лет этот самый Джон Генри не будет рассказывать бостонскому суду о том, что он бедная овечка, его обокрали и жестко надругались над собственностью, а подобные слова: «В первую очередь мы стремимся к победе. У нас есть своя история и свои успехи, и мы бы хотели, чтобы болельщики Ливерпуля знали, что мы сделаем все, чтобы принести в этот клуб все, чем так дорожим», не будут вызывать саркастической улыбки.
И к этому моменту аналогичные гарантии где-то рядом чуть восточнее, вполне возможно, уже приобретут, оборот агонии под гнетом ПИКов и кредиторского долга, а другой злыдень-владелец не менее великого клуба начнет готовить пути к отступлению в сторону от своего прогоревшего американского бизнес проекта.