Если кто-то каким-то чудесным образом избегает тлетворного влияния «В контакте», всячески презирает его существование или может быть Марк Цукербург ему милее Павла Дурова, то этот текст смело можете не читать.
Для всех остальных, порабощенных этой социальной заразой (как вы понимаете, я не исключение из общего правила) этот наброс, смею предположить, будет как минимум небезынтересен. Так что наберите в легкие воздуха, сварите чашку кофе и приготовьтесь к тому, что я буду занудствовать в лучших традициях самого себя.
Идея социальных сетей, конечно, гениальна в своей простоте. Нет ничего более интересного для человека, чем другой человек и возможность общения с ним. Но я, собственно, совсем не об этом хочу вам доложить, дорогие читатели, выдавая в себе капитана очевидность 85-го левела. Социальным сетям, помимо их безусловного блага, приписывают множество грехов. Убийство времени, снижение уровня моральных принципов, культуры речи и вообще всяческий уход от реальности – вот далеко неполный список тех VK-прегрешений, которые изначально заложены в человеческой натуре. «В контакте» не виноват в том, что люди ленивы, склонны к низменным желаниям и тщеславны. Это всего лишь инструмент, которым каждый пользуется по своему разумению.
VK не сделал меня хуже или лучше с момента, как я прошел там регистрацию в 2007-ом году. Он не отнимает у меня уйму времени на рабочем месте, а погоню за лайками я давным-давно перерос. Зато я всегда знаю дни рождения своей френд-ленты, до которой могу достучаться в любое время дня и ночи. Детище Дурова дает мне множество возможностей для коммуникации, без чего современная жизнь кажется мне чуть менее полноценной. Однако ж одним из немногих минусов, как это видится мне, любой соц. сети (кроме твиттера, пожалуй) является одно важное для них свойство. Это паразитизм.
Моё мнение в этом любопытном вопросе не уникально и не оригинально. В похожем ключе высказывались многие руководители крупнейших интернет-медиа. Полутона могут быть различны, но большинство сходится в одном – соц. сети включились в конкуренцию с тематическими сайтами и их уже не прогнать, и не отмахнуться. Группы и паблики «В контакте» и есть конкурентная среда для всех тех, кто делает контент своими руками. С 2012 года показатели посещаемости сайтов растут в значительно меньшей степени, чем аналогичные сообщества «В контакте». Примите это как факт.
Люди фрагментируют и персонифицируют для себя контент в одном месте, на расстоянии одного клика и запроса «Манчестер Юнайтед» в поисковой строке сообществ. Эти же самые сообщества охотно пользуются шансом быть хранилищем для аккумулирования информации отовсюду, откуда её можно достать. Группы и паблики растут, развиваются, и начинают зарабатывать на рекламе. В то время как сайты теряют свою аудиторию, профит и деньги. Всё это, наверное, было бы также здорово и прекрасно и дальше, если бы не одно «но».
На днях я перекидывался парой слов с одним своим весьма эрудированным коллегой на работе по поводу развития ReDevils, озвучив всё примерно тоже самое, что расписал выше. Ответ последовал незамедлительно: «Социальная сеть любого формата никогда не заменит сайт. Это фактически невозможно, потому что сайт – он твой, начиная от верстки и заканчивая списком забаненных. Группа или паблик VK – это фикция. Условность. Сегодня они есть, а завтра их нет». Тогда я не придал этому особого значения, пропустив самое главное мимо ушей. А потом и вовсе забыл. Сейчас, когда «В контакте» с чего-то вдруг открыл сезон охоты на самые жирные паблики и группы «Ман Юнайтед», я невольно склонен согласиться с этой мыслью.
Под раздачу попал огромный «красный» паблик (более
200 тысяч), их дублирующий паблик (более
100 тысяч) и многие другие.
Илья Диденко (
Wazza93), наш славный переводчик и один из SRR, сообщил мне, что из 5000 тысяч «красных» групп «В контакте» завернул аж 1000 штук без какого-то определенного повода и/или объяснения. Самой логичной версией, безусловно, видится следующее – «МЮ» официально хочет выйти на российский рынок медиа и собирается создать официальную страницу в сегменте, где поле ещё не пахано. Стать первооткрывателем в этой области. Но уже понятно, что им
не станет.
В данную версию происходящего прекрасно укладывается назначение в клубе директора по работе с социальными сетями. Или, вернее, учреждение такой должности.
Не очень, правда, понятно, что же с этой официальной страничкой в русскоязычной соц. сети собираются делать, и какой контент публиковать. Потому что контента на русском языке у официального сайта в принципе нет. Да и отсутствие блокировок у многих других групп так же делает эту версию сомнительной. Но логичной.
Есть, конечно, более забавные версии происходящего. Интернет-войны, переизбыток рекламной информации, а может Павлу Дурову просто перестал нравиться красный цвет?
В любом случае, сейчас на примере групп «Ман Юнайтед» наглядно продемонстрировано, что любое сообщество (кроме, возможно, официально подписанных соглашений с самим «В контакте») является собственностью «В контакте». Руководство, управление, бан и разбан – всё это администрация VK.com может делать как хочет, с кем хочет и когда захочет. Они имеют на это полное моральное и, что немаловажно, юридическое право формировать свою собственную площадку, как им удобно. Пропускать тот контент, который они хотят видеть на сайте. Или не хотят.
Чем эта история с блокировкой множества групп закончится мне, честно говоря, предположить трудно. Но паника и страх людей, владевших аудиторией, но существовавших только в рамках того инструмента, который предоставляет тебе соц. сеть всё более отчетлив. Мне уже написали достаточное количество людей по данному вопросу в надежде найти понимание и как-то способствовать помощи.
Я, между тем, смотрю на нашу
большую группу безо всякой доли опаски в ожидании часа «X». Горевать по этому поводу (если вдруг нас постигнет та же участь) и биться головой о стену будет лишним. Потому что мы делаем куда более важную монументальную вещь, производя собственный контент на собственном сайте, где неподалеку «В контакте» всего лишь инструмент для развития. Важный, но инструмент.
И сейчас в этих реалиях становиться очевидным, что этот инструмент не способен заменить сайты.
Никогда.